УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 19

комбинированного вида»

_____________Л.Ф. Воробьева

«12» января 2015 год

 


КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГОВ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 19 комбинированного вида»

 

 

 

 

Составитель:

инициативная творческая группа в составе:

Е.А. Никулина

И.В. Белянина

А.А. Шалдыбина

Под руководством заведующего МБДОУ

«Детский сад № 19 комбинированного вида»

Л.Ф. Воробьевой.

 

 

 

Назначение этического кодекса педагогов МБДОУ.

Нормами этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 19 комбинированного вида», работающие с детьми.

Данный Этический кодекс педагогов (далее – ЭКП) определяют основы формы профессиональной этики:

  • Регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а так же другими членами общественности образовательного учреждения;
  • Защищающие их человеческую ценность и достоинство;
  • Поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
  • Создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов РФ, а так же на основании положений прав человека и ребенка.

Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

 

Основополагающие принципы деятельности педагогов дошкольного воспитания

  • Осознание себя как педагога, друга, защитника детей. Анализ своих педагогических возможностей, стремление к профессиональному росту.
  • Всемирная помощь ребенку, семье, социуму.
  • Соблюдение корректности и конфликтности при определении способностей и личных качеств ребенка.
  • Социализация системы дошкольного образования (определение возможности поощрять развитие детей и решать их проблемы, привлекая, обучая и обеспечивая контакты с детьми, воспитателями, руководством, методистами, желающим участвовать в процессе воспитания и образования, признания их способности к педагогической деятельности и полностью исключая возможность нанесения ущерба ребенку).

Основные детерминанты деятельности педагога.

1.«Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красот,у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» (В.Л. Сухомлинский).

2. Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, будущего комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) прихолого-педагогического развития ребенка.

3. Семья – определяющая социальная сфера в гармоничном воспитании и развитии ребенка.

4. Функции дошкольного образования следует рассматривать комплексно, анализируя и формируя конструктивные связи как в микро, так и в микросоциальной структуре, способствуя созданию единой системы медицинского, образовательного, социального обеспечения потребностей личности (прохождение обезательного педагогического минимума всеми сотрудниками МБДОУ ).

5. Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную формирующую ступень для дальнейшего образования и воспитания.

6. Каждый ребенок уникален. Он индивидуален во всем: в своих желаниях, мотивах которые определяют его поведение, в том, как относиться к родителям, воспитателям, сверстникам.

7. Основная задача педагога – предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.

8. Основная доминанта в политике дошкольного – воспитания первый принцип Декларации прав ребенка: «Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.  Личность педагога

  • Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремиться к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
  • Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром
  • Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверительные ресурсы.

 

 

 
1.2. Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждого отдельно взятой ситуации.
  • Авторитет педагога основывается на комплектации, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не осознает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не с силах.
  • Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
  • Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.
  • Педагог дорожит своей репутацией.

1.3. Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает подходящий столь общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувство меры и самообладания.
  • Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
  • При оценки поведения и достижений своих воспитанников педагог стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
  • При оценки достижений воспитанников педагог стремиться к обьяктивности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботиться о культуре свое речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  • Педагог не злоупотребляет своим должностным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжением.
  • Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждение за своего работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
  • Педагог терпимо относиться к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды.

 

2. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

2.1. «ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК»

 «…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? Не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей... Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).

   Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям реализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям.

Основные педагогические позиции

·         Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе.

·         Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.

·         Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности.

·         Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей.

·         Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции.

·         Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.

·         Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку).

 

 

Принципы деятельности

·         Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.

·         Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).

·         Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.

·         Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

·         Содействовать семье в защите прав ребенка.

2.2. «ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ»

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Основные педагогические позиции

·         Устанавливать позитивные контакты с семьей.

·         Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

·         Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

·         Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

·         Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

·         Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

·         Предоставлять право родителям на выбор ДОУ и участие в его деятельности.

·         Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.

·         Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.

·         Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

·         Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

·         Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

·         Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

·         Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение. 

 

 

2.3. «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.

Основные педагогические позиции

·         Анализировать и формировать позитивные отношения между всеми сотрудниками МБДОУ.

·         Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми технологиями, методами, программами для внедрения в работу МБДОУ, анализа достижений и ошибок.

·         Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.

Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
  • Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов обьединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в МБДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами МБДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
  • Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
  • Педагоги не прикрывают ошибки и поступки друг друга.

Взаимоотношения с администрацией

Основные педагогические позиции

·         Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений.

·         Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые образовательные и воспитательные программы.

·         Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.

·         Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.

Принципы деятельности

·         Разрабатывать проекты, новые направления педагогической деятельности с учетом индивидуального мнения каждого педагога.

·         В случае диагностики и выявления проблем в развитии ребенка сохранять конфиденциальность, предлагать способы коррекции.

·         Представляя ДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.

2.4. «ПЕДАГОГ-СОЦИУМ»

В настоящее время существует множество программ обучения, развития, воспитания. Созданы уникальные авторские методики, из которых педагоги ДОУ выбирают (или разрабатывают сами) наиболее соответствующие специфике конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы успешно реализуются только в плодотворном сотрудничестве с общественностью и другими организациями.

Охрану здоровья и защиту прав детей гарантирует и обеспечивает система семья—общество, а педагог, обладая профессиональными знаниями и компетентностью, подтверждает обязательство служить целям сохранения психического и физического здоровья ребенка и защиты его прав.

Основные педагогические позиции

·         Обеспечивать и знакомить социум с новыми программами обучения, воспитания и развития детей, выбирая программы, отличающиеся высоким качеством, нестандартными решениями, удовлетворяющие интеллектуальным, эмоциональным, физиологическим, социальным потребностям ребенка.

·         Обеспечивать исследование, анализ и создание условий для образования и развития ребенка, придавая периоду детства особое значение.

·         Организовывать и оказывать, используя разные методы, привлекая больший круг заинтересованных людей, социальную поддержку детям, сотрудникам, семьям.

·         Налаживать конструктивное сотрудничество с социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, образовательными службами, творческими организациями.

·         Обеспечить информированность, возможности дискуссий и изменений в основных положениях данного кодекса.

Принципы деятельности

·         На всех этапах развития педагогической деятельности знакомить общественность с новыми программами, достижениями педагогов  и воспитанников. Расширять систему образовательных и воспитательных услуг, оказываемых ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей.

·         Анализируя и оценивая педагогическую деятельность, не допускать к таковой некомпетентных, профессионально не пригодных лиц. Информировать общественность о профессиональном уровне педагогов, образовании, стаже, методах реализации программ.

·         Убедить (обязать) всех сотрудников ДОУ перед приемом на работу пройти педагогический минимум. Осуществлять контроль.

·         Осуществлять тщательный отбор всех сотрудников ДОУ, предлагая различные методы педагогической диагностики, формируя сплоченный коллектив, обеспечивающий полную реализацию образовательных и воспитательных программ.

·         Не допускать некорректного поведения, не этичных действий коллег.

·         Всех сотрудников знакомить с нормативно-правовыми основаниями защиты прав детей. 

·         В каждом случае нарушения законов или прав защиты детей немедленно сообщать об этом ответственным за реализацию воспитательной и образовательной программ ДОУ.